Юрий Кацнельсон: Цены на хлеб будут стабильными

В СМИ появились слухи о резком повышении цены на хлеб. Дескать, уже в ноябре они вырастут на 8–12 процентов. А это, согласитесь, немало. Откуда взялись эти цифры и можно ли им верить? Скажу сразу: эти слухи — провокация. Причем придумали ее даже не в Москве, а в Красноярском крае. Два местных хлебозавода — кстати, даже не самых крупных, с долей на рынке в один процент, предупредили торговые сети о существенном повышении цен на свою продукцию. Причем это сугубо деловое письмо они выпустили еще и в публичное пространство! Почему? А потому, что дела у них плохи, и, я подозреваю, люди просто решили таким образом обратить на себя внимание и добиться помощи местных властей. Дескать, сделайте так, чтобы не поднялась цена на социально значимый продукт. Вот и вся история. Хотя она тем не менее показательна.

Дело в том, что рынок индустриального хлебопечения переживает не лучшие времена. Сейчас в России около 400 крупных хлебозаводов. Из них лишь половина — в прибыли, а остальные терпят убытки. У них не получается продавать каждый день десятки тонн хлеба. Дело в том, что хлебопечение — это мелкотоварное производство. Во всем мире пекарь производит и сам продает свою продукцию. Похожая ситуация начинает складываться и в России. Микро-, малый и средний бизнес занимает уже около 60 процентов рынка. В Москве, к сожалению, его доля пока не столь высока. Сегодня большая часть продаваемого хлеба — заводская, а около 40 процентов всей хлебной продукции на московских прилавках вообще завозится из других регионов, что, на мой взгляд, неестественно. Мы что — сами хлеб испечь не можем?

Сегодня в Париже — а он по населению сопоставим с Москвой — 3,5 тысячи пекарен. У нас — всего около 1,1 тысячи, втрое меньше. Чем это плохо? А тем, что невысока конкуренция на местах. Ведь как происходит во всем мире? Пекарь имеет несколько сотен постоянных покупателей, знает вкусы и размер кошелька. Он знает, у кого и когда день рождения, может поздравить, поболтать о том о сем. Он советуется с покупателями о новинках: готовы ли они платить за то или это. А еще пекарь очень хорошо знает: как только перестанет вкусам своих постоянных покупателей соответствовать или серьезно повысит цены, то его клиент моментально уйдет к другому пекарю — благо пекарни на каждом шагу. В результате такой ситуации мы получаем высочайшее качество продукции и стабильные цены. А еще — гарантию от разного рода провокаций и «пугалок», подобных последней. В этом направлении Москве и нужно двигаться.

19.11.2018

Тематика

Комментарии ()

    Keyaway.ru